Четыре кельтских праздника /домашняя работа Л. Джей Глассбреннер /



Сэмхейн ( 31 октября День всех Святых) - это праздник нового года древних кельтов, поэтому в эту ночь граница между миром духов и миром людей становится тонкой. Многие оставляют на улице пищу, часто на крыльце, для душ умерших.
В этот день закапывают в саду яблоки, чтобы насытить души тех, кто умер в прошлом году. Возможно, в связи с этим 1 ноября традиционное начало сезона изготовления сидра в Британии.
После заката солнца 31 октября люди должны встать перед зеркалом и загадать желание, представляя, что оно осуществилось. Это увеличит шансы на то, что оно сбудется.
Всю ночь горит огонь в камине, или свеча на окне. Некоторые считают, что не стоит в этот день оставлять окна и двери открытыми, это приносит несчастье. Все поездки должны быть закончены к закату солнца. Если одежда осталась на веревке после наступления темноты, в нее вселятся странные силы, потому тот, кто ее наденет, будет заколдовывать все на своем пути.
Для того, чтобы заглянуть в будущее, нужно сорвать в эту ночь ветку кустарника. Сохранить ее до кануна летнего солнцестояния. Если она к тому времени все еще осталась зеленой - будет счастливый год.
Это подходящая ночь для предсказаний и всяческих психологических опытов (гадание на картах, всматривание в кристалл, бросание рун и предсказания, какими будут предстоящие 12 месяцев). Если разжечь костер, нужно постараться сжечь в пламени ракитник, вереск или лен. Хотя в это время года хлеб считается обычной пищей, никогда не пекут хлеба в канун Дня Всех Святых, потому что его съедят привидения.

Бэлтайн (ночь с 30 апреля на 1мая, Вальпургиева ночь) - половина пути между Весенним Равноденствием и Летним Солнцестоянием, возвещал приход лета и должен был умиротворить богов, чтобы они сохранили хорошую погоду и хороший урожай. Наряду с Самхэйном - это день, когда двери "Другого Мира" открывались, и что-нибудь могло случиться. Счастливое истечение ночи под утро отмечали вином и орехами. До конца XIX века это был один из важнейших праздников.
Название праздника Бэлтайн переводится с кельтского как "огонь бога света - Бэла (Бэлинуса)" или просто "яркий огонь". По кельтскому календарю праздник начинается на закате предыдущего дня 30 апреля, когда друиды (кельтские священники, обладающие колоссальной властью) на вершинах окрестных холмов разжигали огромные святые костры, сложенные особым образом из сучьев священных дубов, чтобы прогнать прочь зло и болезни. Между двумя огнями прогоняли домашних животных, чтобы защитить и очистить их. Святой Патрик называл эти костры частью своей христианской миссии.
В этот день все кельты тушили свои домашние очаги, чтобы принести в них частички огня из священных костров, символизировавших солнце, что означало свежее начало для людей. Также устраивались народные гуляния, турниры стрельбы из лука и танцы с мечами. Считалось, что если под утро девица умоет свое личико в майской росе, она целый год будет хранить ее юную красоту. В этот день молодые люди ходили в лес и собирали цветы. После они разгуливали по улицам с песней и стучались в двери домов, где их одаривали пивом или сливками, потому что считалось плохим знаком допустить цветок в этот день в дом. Еще в этот день прыгали через костры для удачи и очищения.
Во время Бэлтайна сооружались майские шесты, как часть полюса погруженного в пределы матери-Земли. Это были очень высокие шесты - олицетворение мужского начала. По традиции они делались из березовых стволов, очищенных от веток. К верхушкам привязывались цветные ленты и люди танцевали вокруг него, держась за них. Как только шест плотно заворачивался в покров лент, движение начиналось в противоположную сторону. Это представляет перемещение энергии между Землей и Небом, которая заставляет расти все сущее.
Обычно этот день был самым благоприятным для совершения брака (Бэлтайн - время духовного роста и физического совершенства, а также баланса естественных и сверхъестественных сил). Так как Бэлтайн считался праздником наивысшей человеческой сексуальности и плодородия, то во время его заключались так называемые greenwоod браки, которые были запрещены и преследовались с 1644 года. После этого "браки зеленого леса" заменила христианская форма брака, более формальная по своей природе.
В костюмах на этот день должен были присутствовать синий и зеленый цвета. Традиционная одежда кельтов в этот день была - меха и килты. А ворота домов должны быть украшены ветками боярышника - дерева надежды, удовольствия и защиты.
За праздничным столом древние кельты иногда занимались единоборством, фиктивной борьбой - выполнявшей роль дополнительной тренировки и состоящей, главным образом из толчков и их отражения.
В сельской местности этот праздник отмечают так: роют большую яму, заполняют ее торфом, устраивают костровище, на огонь вешают котелок, куда кладут яйца, масло, овсяную муку и молоко, добавляют пиво и виски.
Ритуал, начинается с того, что выливают часть варева на землю в честь богов. Затем каждый берет заранее выпеченное печенье из овсяной муки из 9-ти квадратиков. Потом все поворачиваются лицом к костру и отламывают один за другим кусочки, бросают через плечо и произносят: Этот кусочек я даю тебе, чтобы ты охранял моих лошадей, этот - чтобы ты охранял моих овец и т.д. В некоторых областях этими хлебцами "задабривают" хищных животных и птиц (лису, орла, ворона), чтобы они не трогали домашний скот. Когда церемония заканчивается, начинается праздничная трапеза.

Хаветсайд (20-е число сентября) праздник в честь сбора урожая. Этот праздник преимущественно сельскохозяйственный, в отличие от других - скотоводческих. Знаменовал начало жатвы. На Хаветсайд выпекали первый каравай из зерна нового урожая. Хаветсайд посвящался Лугу, по преданию, устроившему поминальные игры и разного рода состязания в честь своей приемной матери, Тайльтиу. Праздник Хаветсайд был возвращением к началу всех начал, поминками по покойной богине.Вот типичное описание праздника Хаветсайд, происходившего в Камруне, столице Лейнстера. Особенно широко Хаветсайд праздновался раз в три года.Устраивая в этот день пир, лейнстерцы верили, что обеспечивают себе богатый урожай и обилие молока и будут избавлены от вторжений, что будет суд праведным, в домах воцарится благоденствие, земля подарит богатые плоды, а в реках, озерах и заливах не переведется рыба.
Если пренебречь этим пиром,
Придут недуги, слабость и ранняя седина,
Король лишится радости и силы,
Гостеприимства и искренности.
Приветственный клич лейнстерцев был таков: "Привет вам! Славно вам будет у нас, так пусть же и нам хорошо будет с вами!". Во время Хаветсайда в Камруне были запрещены распри, похищение, разводы, требования уплаты долга и т. д., а нарушения запрета сурово карались:
Тот, кто преступит закон королей,
Как предписано на века,
Не будет процветать в своем племени,
Но умрет за свой смертный грех.
В память богини Тайльтиу рассказчики (шанахи) перед всем собранием произносили следующее стихотворение:
Туда пришли, чтобы восславить ее красоту
И впервые оплакать ее, -
Племя богини пришло в светлую долину к востоку,
И было то первое собрание в Камруне.

Небо, земля, солнце, луна и море,
Плоды земли и морских глубин,
Рты, уши, глаза и иные чувства,
Ноги, руки, языки воинов.

Кони, мечи, боевые колесницы,
Копья, щиты и лица мужей,
Роса, плоды, блеск на листах,
День и ночь, прилив и отлив -

Гости Банбы, свободные от долгой тоски,
Принесли все это в залог,
Дабы прекращались споры и ссоры
В этот день, наступающий раз в три года.
Сбор зерновых культур сопровождался ритуалом. Нельзя было срезать последнюю несжатую полоску. В поле жнецы метали в неё серпы, пока последний колос не был срезан. Считалось, что дух зерна остаётся в последнем снопе. Его связывали так, чтобы он формой напоминал женскую фигуру, и нарекали Матерью Хлеба (Мать Урожая). Её одевали и украшали. Наряд её составляли юбка или передник из ткани, ожерелья и браслеты, ленты и цветы. Также изготавливалось солнечное колесо - символ бога Луга. Уборка урожая продолжалась до самого Самхэйна. Ко дню Самхэйна весь урожай бывал собран. Плоды, оставленные на деревьях после Самхэйна считались испорченными злым духом.

Кендлмес ( или ирл.Имбольк, хрст.Стретинье -1 февраля) - у древних кельтов каждое полугодие, в свою очередь, делилось на две части. Кендлмес знаменовал появление ягнят. Праздник посвящался Бригите, богине исцеления, покровительнице поэзии и кузнечного ремесла.Праздником- антиподом Кендлмеса считался Хаветсайд. Вместе два эти праздника символизируют растущую и убывающую фазу года.На Кендлмес в качестве амулета плодородия плетётся хлебная куколка из пшеничной соломы. Хлебная куколка хранится весь год. Её наряжают невестой и посвящают богине Бригитте. Ей приносят в жертву еду (молоко, сливки, масло). Богиня принимает в дар не продукты, а "сущность еды". На свой дом кельты часто вешали метёлку из колосков в качестве оберега. Кендлмес символизирует возрождение, рост, обновление, начало весны.

Хостинг от uCoz