Русалки -
Признанный прародитель морских дев
- как ни парадоксально -
"Противоположного полу". Это
вавилонский бог Оаннес, который
долго менял форму, пока не стал
существом с головой и торсом
мужчины и рыбьим хвостом вместо ног.
А первой рыбохвостой женщиной
стала Атаргате - сирийская богиня
Луны и рыболовства. Женские духи
вод - водяницы, русалки выплывают на
поверхность только под вечер, а
днем спят. Они заманивают
прекрасными песнями путников, а
потом затаскивают их в омут.
Большой праздник у русалок - Купала.
В ночь на Купалу русалки танцуют,
веселятся, водят хороводы вместе с
Купалой и Костромой, которые
утонули в реке. автор энциклопеди
Александрова Анастасия Название
"русалка" (в слав. миф)
происходит от слова "русый",
что означает на древне славянском
"светлый","чистый"
Обитание русалок связано с
близостью водоемов, рек, озер,
которые считались путем в
подземное царство. По этому водному
пути русалки выходили на сушу и
обитали уже там. Так же по
славянским поверьям русалки эти не
имели хвоста. Чаще их путали с
сиренами из античных мифов и жить
они могли не только в воде но и на
деревьях и в горах.. подчиняются
Богу Яриле и его отцу - Велесу.
Русалка - это чаще всего девица-утопленица,
которая от большой любви в воду
кинулась, а там и в русалку
превратилась... автор энциклопеди
Александрова Анастасия "Их было
шестеро, все прехорошенькие, но
милее всех самая младшая, с кожей
чистой и нежной, как лепесток розы,
с глазами синими и глубокими, как
море. Только у нее, как, впрочем и у
остальных, ног не было, а вместо них
был хвост, как у рыб. День деньской
играли принцессы во дворце, в
просторных палатках, где росли
живые цветы. Раскрывались большие
янтарные окна, и внутрь вплывали
рыбы, совсем как у нас ласточки
влетают в дом, когда окна стояли
настежь, только рыбы подплывали
прямо к маленьким принцессам, брали
из их рук еду и позволяли себя
гладит. И у всех принцесс были
дивные голоса." (Г.-Х. Андерсон "Русалочка".)
Русалки живут триста лет, а умирая,
превращаются в морскую пену. ("Мифы
и легенды Древней Греции")
Гномы - В горах, в
пещерах, живут гмуры, также их
называют гомозулями и гномами. Это
великие мастера-кузнецы, ведающие
тайны гор. Они первыми научились
добывать руду и плавить металлы. В
общем-то - это добрый и трудовой
народ, но они сильно пострадали от
людской алчности, потому людей
недолюбливают. Они прячутся в
глубоких горных пещерах, там
построены ими подземные города и
дворцы. Иногда они выходят на
поверхность, и если встретят в
горах человека - пугают его громким
криком. Гмуры воюют в подземельях с
горными чудовищами (гримтурсами) и
драконами. Гмуры похожи на людей,
только меньше ростом, так им
удобнее ходить по пещерам. Часть
гмуров смешалась с людьми, от них
люди и получили знания о кузнечном
и ювелирном мастерстве. Гномы - духи
земли и гор. В мифологии народов
Европы маленькие, человекоподобные
существа, обитающие под землей, в
горах или в лесу. Ростом они с
ребенка, но наделены
сверхъестественной силой, носят
длинные бороды и живут гораздо
дольше, чем люди. Гномы чрезвычайно
обидчивы, вздорны и капризны. В
недрах земли гномы хранят
сокровища - драгоценные камни и
металлы; они искусные ремесленники,
могут выковывать волшебные кольца,
мечи, кольчуги и другие волшебные
предметы. Неотделимы от драконов.
Драконы охотятся за сокровищами
гномов и гномы поэтому находятся с
ними в постоянной войне. Драконы и
гномы неотделимы друг от друга.
Гномы, более древние, чем их
название- оно греческое и возникло
в 16 веке. Этимологи приписывают его
изобретение швейцарскому алхимику
Парацельсу, в чьих трудах оно
появилось впервые. "Гносис" на
греческом означает "знание".
Существует гипотеза, что Парацельс
изобрел слово "гном" потому,
что гномы знают и могут открыть
человеку точное местонахождение
скрытых в земле металлов. Подобно
грифам эллинских и восточных
поверий, и германским драконам,
обязанность гномов - охранять
потаенные сокровища.
Гипогриф - в
мифологии европейского
средневековья, желая обозначить
невозможность или несообразность,
Вергилий говорит о попытке
скрестить коня и грифа. Четырьмя
столетиями позже его комментатор
Сервий утверждает, что грифы или
грифоны - это животные, у которых
передняя часть туловища орлиная, а
задняя - львиная. Чтобы подкрепить
свое утверждение, он прибавляет,
что они ненавидят лошадей. Со
временем выражение "Jungentur jam grypes
eguis" ("скрещивать грифов с
лошадьми") стало поговоркой; в
начале шестнадцатого века Людовико
Ариосто вспомнил его и придумал
гиппогрифа. Пьетро Микелли
замечает, что гиппогриф более
гармоничное создание, даже чем
крылатый Пегас. В "Неистовом
Роланде" (IV,18) дано подробное
описание гиппогрифа, словно бы
предназначалось для учебника
фантастической зоологии: автор
энциклопеди Александрова
Анастасия Не призрачный под магом
конь - кобылой
На свет рожден, отцом был его гриф
;В отца он птицей был ширококрылой,
-В отца был спереди: как тот, ретив;
Все остальное, как у матки, было,
И назывался конь тот - гиппогриф.
Рифейских гор пределы славны ими,
Далеко за морями ледяными * (Перевод
А.И.Курошевой)
Интересно что за Рифейские горы
имеются в виду, не Рипейские ли горы
в мифологии славян где находился
светлый Ирий, ведь горы те как
известно охранял грифон…
Первое упоминание этого странного
животного обманчиво случайное (II,
37): "У Роны рыцаря увидел я,
остановившегося крылатого коня".
В других октавах описано изумление
при виде летящего коня: Глядит -
хозяйская семья, в
мгновеньеСбежавшись, - кто в дверях,
кто у окна, -Как будто на комету иль
затменье,Взирает в небо, поражена.И
видит дева судное явленье,И верит
лишь с трудом глазам она:Конь, видит,
в воздухе летит крылатый;Им правит
всадник, облеченный в латы. *
Василиск - огромная
змея, длиной до 30 метров. От его
взгляда каменеет все живое.
Василиск - рождается из яйца,
снесенного семигодовалым черным
петухом ( в некоторых источниках из
яйца высиженного жабой) в теплую
навозную кучу. По преданию, если
Василиск увидит свое отражение в
зеркале он умрет. Местом обитания
Василисков являются пещеры, они же-
его источник питания, поскольку ест
Василиск только камни. Покидать
свое убежище он может только ночью,
поскольку не переносит крика
петуха. И еще он опасается
единорогов потому как те слишком
"чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие
зеленые с фиолетовым отливом,
капюшончик бородавчатый
раздувается. А сам он был фиолетово
черный с шипастым хвостом.
Треугольная голова с черно-розовой
пастью широко распахнулась... Слюна
его крайне ядовита и если попадет
на живую материю то тут же пойдет
замена углерода на кремний. Проще
говоря все живое превращается в
камень и дохнет, хотя ходят споры
что от взгляда Василиска тоже идет
окаменение, но те кто хотел
проверить это обратно не вернулись
..".( "С.Другаль "Василиск")
.
Успехи естествознания изгнали из
нашего сознания монстра, мало
похожего на существо, рожденное
человеческим воображением две
тысячи лет назад. "Сегодняшний"
зверь, который уходит из нашей
памяти на двух лапах, вполз в
предание на брюхе: в античном мире
василиск был всего лишь самой
зловредной змейкой ливийской
пустыни. Картинно появлялся
василиск у Плиния Старшего. По его
рассказу, воин, имевший глупость
пронзить смертоносную тварь
длинным копьем, пал с коня мертвым -
Яд вошел в его тело через древко
копья! Более сметливый ратник,
описанный Луканом, в похожей
ситуации спас себе жизнь страшным
способом: разрубив мечом василиска,
он немедленно отсек себе руку,
державшую меч. Но смертоносный гад
пустыни был известен и раньше. За
два века до Плиния и Лукана его
упоминал Элий Стилон - как всем
хорошо известное существо: "Случается
в Африке, что змеи собираются на пир
возле издохшего мула. Вдруг они
слышат жуткий вой василиска и
поспешно уползают прочь, оставляя
ему падаль. Василиск же,
насытившись, снова издает страшный
вой и уползает восвояси".
В отличие от, например, оборотня и
дракона, которых человеческое
воображение рождало неизменно на
всех континентах, причем
независимо друг от друга, василиск -
фантазия "локальная", творение
умов европейцев и бытовавшая
исключительно в Европе. В этом
исчадии ливийской пустыни
овеществился вполне конкретный
страх древних римлян и греков перед
непредсказуемыми опасностями
песчаных просторов. Все страхи
воинов и путников соединились в
одну общую боязнь встречи с неким
загадочным владыкой пустыни - "басилискосом",
то есть "царьком" (по-гречески).
И хотя грозный гад не удостоился
уважительного "басилевс" - "царь",
ужас перед ним был неподдельным.
Что касается римлян, то они изредка
пользовались словом "регулюс"
- калькой с греческого, сдабривая
страх уловимой для римского уха
насмешкой; империя, подмявшая под
себя столько царств, многих грозных
владык привычно звала царьками. Ну,
а все-таки - кто же прототип?
Исходным материалом фантазии
ученые называют то египетскую
кобру, то рогатую гадюку, то
шлемоносного хамелеона. К тому есть
основания: кобра этого вида
движется полувыпрямившись - с
поднятой над землей головой и
передней частью тела, а у рогатой
гадюки и хамелеона наросты на
голове похожи на корону. В таком
случае на лбу изваянных или
нарисованных египетских фараонов и
богов мы видим, возможно, не просто
змейку с приподнятой головой -
символ вечной жизни и могущества, а
именно василиска. Пустыня убивала
человека многими способами.
Неудивительно, что василиск возник
как скопление смертоносных качеств:
смертелен его взгляд (он истребляет
все живое, выжигает травы, а камни
обращает в пыль), его прикосновение,
его дыхание, его вонь. Разумеется,
жить такому чудищу на роду написано
лишь в пустыне. Пустыня возникает
вокруг него. Обезопасить себя
путешественник мог только двумя
способами: иметь при себе ласку -
единственное животное, которое не
боится василиска и бесстрашно
вступает с ним в бой или петуха, ибо,
по необъяснимой причине, пустынный
царек не переносит петушиного
крика. Василиска-змею поминал
Аристотель, ливийского гада
живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан
(римский софист, писавший по
гречески) человека, который опасен
даже на расстоянии, неизменно
сравнивал с василиском. И все же ни
один античный автор не
воспламенился образом василиска и
не удостоил его истинно подробного
художественного описания. Зато в
народных поверьях у василиска было
свое прочное место: в древнеримских
храмах кожа "царька" висела
для отпугивания змеи и скорпионов,
и никто не сомневался, что
достаточно протереть серебро
пеплом правильно сожженного
василиска, чтобы оно превратилось в
золото (в будущем это отзовется
опытами средневековых алхимиков,
их пиететом к василиску и активным
использованием его в алхимической
эмблематике). Трудно сказать, как бы
сложилась судьба василиска в
христианскую эпоху, если бы не "везение":
совершенно случайно он попал в
Священное писание. С легкой руки
Иеронима Блаженного, автора
Вульгаты - латинского перевода
Библии, василиск был упомянут
дважды в книге Исаии. Иероним одно
из древнееврейских названий змеи
произвольно перевел как "василиск".
В современных переводах
недоразумение устранено, однако в
средние века оспаривать
существование василиска было
богохульством. Правда, на заре
средневековья произошло и другое
приметное для василиска событие -
его временно... "потеряли"!
Ливийский монстр не попал в "Физиолог"
- энциклопедию живых существ, из
которой черпали информацию все
позднейшие средневековые
бестиарии. Забвение, однако, не
стало роковым - оставаясь временно
в тени, василиск сумел
перестроиться и явиться в новом,
более отвечающем потребе дня
облике. Для успешной
акклиматизации на европейской
земле воображение скрестило его с
петухом. В этом есть железная
логика непоследовательности:
извечные враги так тесно сплелись в
схватке, что, наконец, срослись
телами. Почему петух и василиск
считались исконными врагами?
Возможно, то была случайная прихоть
фантазии. Но, во-первых, змею и птицу
в одно тело воображение сращивало
не раз. Во-вторых, еще в
эллинистическом Египте верили, что
ибисы питаются исключительно
змеями и потому изредка из их яиц
рождаются змееныши. Этим же птицам
приписывали и некоторые
физиологические странности: яйца-де
они кладут из клюва. Такие рассказы
- благодатная почва для последующей
обработки. То, что мог далекий ибис,
способен был совершить и соседский
петух. Достаточно частый и вполне
объясненный современной биологией
феномен перерождения петуха в
курицу дал пищу для мрачной
фантазии о василиске как "петушином
отродье". Уже в эпоху Возрождения
несколько петухов в разных
европейских странах были
подвергнуты пристрастному суду и,
несмотря на все словесные
ухищрения защитников, приговорены
к котлу за злостное производство на
свет василисков. Начиная с XII века
василиск стал расселяться по
городам и весям Европы. И, как ни
странно, оставаясь все тем же
смертоносным, жутким чудовищем,
зверь пугал все меньше и меньше:
даже к самому отвратительному
соседу со временем привыкают...
Насчет "зверя" (а не "гада")
- это не оговорка. Теперь василиск
предстает в образе крылатого змея с
головой петуха. Появляется он из
яйца, снесенного петухом (об этом
подробно рассказывает Пьер из Бовэ).
У средневекового василиска хвост
змеиный (реже драконий), крылья
петушиные (реже лебединые);
остальное, как правило, тоже от
петуха: голова, гребень две лапы со
шпорами. По принципу экономии
фантазии у василиска осталась лишь
одна смертоносная способность - его
убивающий взгляд и дыхание.
Преображение василиска в петуха
вызвало и филологическое смятение:
монстра стали все чаще называть
кокатрис". Слово это стало общим
для всех романских языков. И хотя
английское ухо явственно слышит в
нем слово "кок" - петух, на
самом деле "кокатрис" -
результат фонетических
приключений латинского слова "коркодилус",
обозначавшего в средние века не
только (не столько) крокодила, как
вообще любго чудища. Чосер в своих
описаниях василиска пробовал
применить гибрид-словечкачко "васили-кок",
чтобы точнее определить природу
чудища и отмежевано " с"
разговорного значения слова "кокатрис"
которое к тому времени приобрело
иное значение. Это был
специфический "термин".
клеймящий гулящих женщин (ибо
взгляды их убийственны для
добродетели мужчин!).
Средневековые бестиарии
рассказывали, что первый
остроумный способ погубить
василиска придумал Александр
Македонский. Монстр убил взглядом
немало его воинов, и тогда царь
поднес к его морде зеркало - и тот
погиб от собственного взгляда.
Зеркало стало главным оружием в
борьбе с василисками, которые в
средние века бесчинствовали вокруг
жилищ, отравляли своим
присутствием колодцы и шахты. Ласки
по-прежнему считались природными
врагами василисков, по одолеть
монстра, они могли только пожевав
листьев руты. Изображения ласки с
листочками во рту украшали колодцы,
церковные скамьи. В церкви резные
фигурки ласок имели символический
смысл: для человека Священное
писание было тем же, что листочки
руты для ласки,- вкушение мудрости
библейских текстов помогало
одолеть василиска-дьявола. Еще
одной практической рекомендацией
было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда.
Эти объяснения были на руку тем, кто
в конце средневековья
приспособился изготовлять чучела
василисков - чаще всего их делали на
основе морских скатов, и они были
ходким товаром (последние
экземпляры были проданы в США в
тридцатые годы нашего века;
поддельные чучела до сих пор
хранятся в музеях Вероны и Венеции),
Менее легковерные ученые и
писатели удивлялись: если взгляд
василиска летален - откуда столько
свидетельств? Или свидетели видели
другого зверя, или они попросту
лгут! Что известно о василиске
сверх его внешнего вида? Лишь одно:
смертельность . "Царек"
змеиного мира по-настоящему царил
лишь в геральдике - как символ
грозного могущества, царственности,
свирепости (и занятий алхимией). Там,
где нужен был лишь внешний вид
монстра, где форма преобладала над
содержанием- там василиск был ко
двору.