Предисловие
В ХII - ХIII веках в Верхней Италии,
Южной Франции, на Рейне и в других
местах стали появляться секты,
распространению которых
могущественная в ту пору римско-католическая
церковь смогла помешать лишь с
помощью силы. Во время этой войны за
чистоту веры у её ревнителей,
сражавшихся с еретиками,
зародилось ужасное подозрение:
сектанты, вершившие свои
бесчинства повсюду, были не просто
вероотступниками, а участниками
великого заговора, целью которого
было истребление христианства.
Предводителем этого заговора (и
немало людей под пытками уже
сознались в этом) был сам Сатана! Он
наделял своих подопечных особой
волшебной силой для борьбы с Богом
и Церковью.
Христианские богословы во многом
помогли укрепиться в людском
сознании вере в сделку с дьяволом,
заключив которую, люди приобретают
возможность летать по небу,
превращаться в животных и т.п. Кроме
того, Церковь обвиняла ведьм в
плотской связи с бесами. Мало-помалу
на благодатной почве, пропитанной
насилием и суеверием, развернулась
та кровавая вакханалия, которую
сегодня принято называть “охотой
на ведьм".
Роль
колдовства в старину
Современные люди привыкли смотреть
на мир через призму науки. Даже
самые поразительные проявления
стихии - землетрясения, наводнения,
извержения вулканов, солнечные и
лунные затмения - не вызывают у нас
того ужаса перед неведомым, которое
некогда владело нашими предками.
Нынешний человек чувствует себя
скорее властелином природы, чем ее
жертвой.
Однако в древние века, эпоху
средневековья и даже в начале
Нового времени люди воспринимали
мир совершенно иначе. Он был
таинственным и загадочным. И
поскольку они не могли понять
причин грозы и града, засухи и
наводнений, эпидемий чумы, все эти
ужасные явления неизбежно
приписывались влиянию темных сил:
дьявола, демонов, призраков и
неупокоенных душ. От милости и
гнева этих вездесущих духов могли
зависеть счастье или несчастье,
здоровье или болезнь, жизнь или
смерть.
Эту картину мира дополняла вера в
колдунов и колдовство. За ней
таилось представление людей о том,
что должны существовать такие
способы, которые позволяют
вступать в контакт с миром демонов,
определяющих их судьбы. Впрочем,
для таких контактов требовались
особые знания и способности, что
было уделом немногих. Считалось,
что эти немногие могли вызывать
добрых и злых духов, принуждать их
служить себе и с их помощью
добиваться огромной колдовской
власти.
Конечно, в такой власти было что-то
зловещее. Поэтому к колдунам и
колдуньям относились с
благоговейным трепетом, а порой и с
нескрываемым страхом. Однако их
вовсе не считали прислужниками зла.
Напротив, у первобытных народов, а
также во всех древних культурах они
пользовались славой жрецов,
пророков, целителей или чародеев,
изгоняющих злых духов. С их помощью
можно было заглянуть в прошлое или
будущее. Там, где человеческих сил
было недостаточно, могли
пригодиться сверхъестественные
возможности этих людей. Даже в
разгар охоты на ведьм при дворах
многих европейских государств жили
знаменитые маги и чернокнижники,
занимавшиеся своим таинственным
ремеслом по велению сиятельных
особ.
Но горе ждало тех колдунов, на
которых падало подозрение в
злоупотреблении своим могуществом.
Случись неподалеку погибнуть скоту,
разыграться непогоде или вспыхнуть
пожару, как начинали ползти слухи:
здесь что-то нечисто. Видно, не
обошлось без черной магии. Такое
подозрение могло быть для колдуна
очень опасным. Если его признавали
виновным в “наведении порчи
колдовством”, кара обычно была
суровой.
В Римской империи наказание
определялось тяжестью
преступления. Если чародей был
повинен в смерти человека, его
убивали (как правило, сжигали). Так
же поступали германцы и кельты. У
этих народов колдуны, обвиненные в
нанесении ущерба имуществу, должны
бы-ли возместить ущерб. Если же, по
мнению судей, они насылали на
человека хворь или убивали его, их
отправляли на виселицу или (как в
Риме) на костер.
Итак, в древности колдовство было
делом обычным и не запрещенным.
Преследовали и наказывали лишь тех,
кто нанес своими чарами какой-либо
вред окружающим. Но подобные
обвинения выдвигались довольно
редко.
Что
думали о колдовстве в эпоху раннего
христианства
Триумфальное шествие христианства
сопровождалось ожесточенной
борьбой с языческими богами. Чтобы
выстоять в этой борьбе, нужно было
четко представлять своих врагов.
Богословы эпохи раннего
христианства, прежде всего
знаменитый епископ гиппонский
Августин Блаженный (354-430), создали
образы этих врагов, объявив
языческих богов ужасными демонами
и строго запретив общение с ними.
Однако множество колдунов втайне
соблюдало древние обряды. Чтобы
заставить древних богов служить
себе, они, как и прежде, прибегали к
помощи старинных языческих
заклинаний, пользовались
святилищами, оставшимися от
языческих времен. Церковь со все
возрастающим недоверием
относилась к этим тайным обрядам.
Она предостерегала верующих от
идолопоклонства и в случае
неповиновения грозила им
отлучением.
Епископы и проповедники также
порицали глупость и легковерие
людей, принимавших за чистую монету
любую вздорную ворожбу.
Прославленный правовед Бурхард (умер
в 1025 г.), епископ вормсский, резко
нападал на колдуний, утверждавших,
что по ночам они якобы летают на
зверях в свите богини Дианы. Эти
“преступные бабенки”, как
выражался епископ в своей широко
известной книге, не что иное как
лгуньи, соблазненные Сатаной, и
обязанность святых отцов состоит в
том, чтобы убеждать свою паству в
неразумии подобных фантазий.
Таким образом, на раннем этапе
отношение христианской церкви к
колдовству было двойственным. С
одной сторона, она видела в нем
скрытое язычество, с которым
энергично боролась, а с другой,
продолжала считать его пустой
выдумкой и обманом. Церковникам
приходилось быть настороже, но
повода для преследования колдунов
они пока не находили. Однако вскоре
положение резко изменилось...