Колдовство

Предисловие
В ХII - ХIII веках в Верхней Италии, Южной Франции, на Рейне и в других местах стали появляться секты, распространению которых могущественная в ту пору римско-католическая церковь смогла помешать лишь с помощью силы. Во время этой войны за чистоту веры у её ревнителей, сражавшихся с еретиками, зародилось ужасное подозрение: сектанты, вершившие свои бесчинства повсюду, были не просто вероотступниками, а участниками великого заговора, целью которого было истребление христианства. Предводителем этого заговора (и немало людей под пытками уже сознались в этом) был сам Сатана! Он наделял своих подопечных особой волшебной силой для борьбы с Богом и Церковью.
Христианские богословы во многом помогли укрепиться в людском сознании вере в сделку с дьяволом, заключив которую, люди приобретают возможность летать по небу, превращаться в животных и т.п. Кроме того, Церковь обвиняла ведьм в плотской связи с бесами. Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть “охотой на ведьм".


Роль колдовства в старину
Современные люди привыкли смотреть на мир через призму науки. Даже самые поразительные проявления стихии - землетрясения, наводнения, извержения вулканов, солнечные и лунные затмения - не вызывают у нас того ужаса перед неведомым, которое некогда владело нашими предками. Нынешний человек чувствует себя скорее властелином природы, чем ее жертвой.
Однако в древние века, эпоху средневековья и даже в начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку они не могли понять причин грозы и града, засухи и наводнений, эпидемий чумы, все эти ужасные явления неизбежно приписывались влиянию темных сил: дьявола, демонов, призраков и неупокоенных душ. От милости и гнева этих вездесущих духов могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть.
Эту картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. За ней таилось представление людей о том, что должны существовать такие способы, которые позволяют вступать в контакт с миром демонов, определяющих их судьбы. Впрочем, для таких контактов требовались особые знания и способности, что было уделом немногих. Считалось, что эти немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить себе и с их помощью добиваться огромной колдовской власти.
Конечно, в такой власти было что-то зловещее. Поэтому к колдунам и колдуньям относились с благоговейным трепетом, а порой и с нескрываемым страхом. Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Напротив, у первобытных народов, а также во всех древних культурах они пользовались славой жрецов, пророков, целителей или чародеев, изгоняющих злых духов. С их помощью можно было заглянуть в прошлое или будущее. Там, где человеческих сил было недостаточно, могли пригодиться сверхъестественные возможности этих людей. Даже в разгар охоты на ведьм при дворах многих европейских государств жили знаменитые маги и чернокнижники, занимавшиеся своим таинственным ремеслом по велению сиятельных особ.
Но горе ждало тех колдунов, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим могуществом. Случись неподалеку погибнуть скоту, разыграться непогоде или вспыхнуть пожару, как начинали ползти слухи: здесь что-то нечисто. Видно, не обошлось без черной магии. Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Если его признавали виновным в “наведении порчи колдовством”, кара обычно была суровой.
В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Так же поступали германцы и кельты. У этих народов колдуны, обвиненные в нанесении ущерба имуществу, должны бы-ли возместить ущерб. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его, их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер.
Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред окружающим. Но подобные обвинения выдвигались довольно редко.


Что думали о колдовстве в эпоху раннего христианства
Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять своих врагов. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ гиппонский Августин Блаженный (354-430), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними.
Однако множество колдунов втайне соблюдало древние обряды. Чтобы заставить древних богов служить себе, они, как и прежде, прибегали к помощи старинных языческих заклинаний, пользовались святилищами, оставшимися от языческих времен. Церковь со все возрастающим недоверием относилась к этим тайным обрядам. Она предостерегала верующих от идолопоклонства и в случае неповиновения грозила им отлучением.
Епископы и проповедники также порицали глупость и легковерие людей, принимавших за чистую монету любую вздорную ворожбу. Прославленный правовед Бурхард (умер в 1025 г.), епископ вормсский, резко нападал на колдуний, утверждавших, что по ночам они якобы летают на зверях в свите богини Дианы. Эти “преступные бабенки”, как выражался епископ в своей широко известной книге, не что иное как лгуньи, соблазненные Сатаной, и обязанность святых отцов состоит в том, чтобы убеждать свою паству в неразумии подобных фантазий.
Таким образом, на раннем этапе отношение христианской церкви к колдовству было двойственным. С одной сторона, она видела в нем скрытое язычество, с которым энергично боролась, а с другой, продолжала считать его пустой выдумкой и обманом. Церковникам приходилось быть настороже, но повода для преследования колдунов они пока не находили. Однако вскоре положение резко изменилось...

Хостинг от uCoz