Метла
считается одним из основных
ведьминских атрибутов. Изображение
ведьмы на метле популярно донельзя
и до сих пор. Современные ведьмы в
большей степени придумали заново,
как использовать метлу, и отдают
дань старой традиции, сделав метлу
одним из символов... Но нам-то, в
славянских странах, намного легче:
веник как магический атрибут
хозяки дома используется знающими
тетушками до сих пор. Что ж,
попробуем разобраться со всем
этим...
Метла традиционно является
во-первых оберегом (атрибутом
защиты людей или скота от нечистой
и злой силы), во-вторых средством
передвижения для ведьм в ночное
время. Как оберег ее можно
разделить еще на две разновидности:
метла, или веник, как предмет для
уборки, очищения, в том числе и от
невидимого воздействия и метла,
просто как старая домашняя вещь,
которая сама по себе может служить
оберегом (так же, как старая обувь,
например).
В фольклоре европейских народов
метла считается основным средством
передвижения ведьм. Сидя верхом на
метле ведьм с необыкновенной
скоростью мчится по небу.
Собственно, это давно уже стало
культурным стереотипом. А не так
давно мне рассказали, что на самом
деле изображения летящих ведьм
часто неверны, так как летают на
метле держа вверх ее "голову с
прутьями", а не наоборот... Ну да
мы это проверим на деле. (Пробуйте
летать во сне. Находите там метлы и
летайте.)Еще в средние века
известный демонолог Боден
установил-таки, что ведьмы летают
не в своем физическом теле, а
натеревшись особой мазью и заснув -
в своем теле сновидений. Впрочем,
несмотря на это, их может увидеть
обычный человек.
По поводу расположения прутьев
метлы еще говорят, что де на самых
ранних изображениях ведьмы на
метле, прутья метлы были сзади,
чтобы тетка могла ими заметать
следы. А вот в конце 17 века ведьм в
Европе чаще изображали сидящими на
метле, прутья которой направлены
вперед и вверх. И в прутьях
закреплена свеча, чтобы освещать
дорогу. А в 20 веке опять стали
изображать ведьму с "хвостом"
метлы сзади...
Так же говорят, что метлы в
стародавние времена
использовались в ритуалах
плодородия. Люди садились на метлы
и веники и скакали по полям, как на
игрушечных лошадках, танцуя и
подпрыгивая. Это связывают с тем,
что метла - будто фаллический
символ.
Исабель Гоуди, известная
шотландская ведьма 17 века,
заявляла, что использовала метлу,
чтобы обманывать своего мужа.
Прежде чем отправиться на шабаш,
она клала вместо себя в постель
метлу. По словам Изабель, муж ни
разу не заметил подмены. Хотя злые
языки говорят, что это скорее
служило комментарием к их браку,
нежели к ее умению ловко
колдовать...;)
Сегодня метла используется в Викке.
Викканский ритуал может начинаться
с легкого выметания внутри дома или
снаружи. После этого собирается
алтарь, достаются инструменты. Это
выметание - есть нечто больше,
нежели простая уборка. Собственно,
прутья метлы могут и не касаться
земли. В это время рекомендуется
приговаривать слова, определяющие
смысл вашей работы, чем это вы тут
вообще занимаетесь. Эта очистка
площади позволяет
усовершенствовать ритуальную
работу, если все было нормально, и
устранить некоторые неприятности,
если были именно они.
Как очиститель, метла связана в
Викке с элементом Воды. Это
инструмент посвященный как Богине,
так и Богу. Она используется во всех
видах водных заклинаний, включая
любовные и психологические. Многие
западные колдуны коллекционируют
метлы, используя в них самые
экзотические материалы.
Производство таких метл становится
подчас забавным хобби.
Если вы хотите сделать свою
магическую метлу, вы можете
использовать старую магическую
формулу об ясеневой палке,
березовых ветках и вязанке ивовых
прутьев. Ясень - символизирует
защиту, береза - очищение, а ива
посвящена Богине. Впрочем, как
любой настоящий магический предмет
метла может делаться, собираться,
находиться долго, иногда годами.
Конечно, ветки любых деревьев и
кустов могут быть использованы в
метле (когда срезаете их,
поблагодариете деревьев за их
жертву). Считается, что метла должна
быть круглой, а не плоской, как
веник.
Метла как атрибут божества
встречается в различных
мифологиях. Например в религии
доколумбовой Мексике, у богини
Тласольтеотль. В мифологии ацтеков
Тласальтеотль - богиня земли и
плодородия, сексуальных грехов и
покаяния (отсюда ее имя
"пожирательница грязи и
дерьма"); владычица ночи.
Тласальтеотль - одно из древнейших
божеств Месоамерики. Ацтеки,
вероятно, заимстовали ее культ у
хуастеов. Тласальтеотль известна
также под другими именами: Тоси
("наша бабушка") Тлалли-ипало
("сердце земли"), Ишкуина,
Тетеоиннан ("мать богов") и др.
Тласальтеотл изображалась то
нагой, то в одежде. Ее отличительные
признаки - носовая вставка в виде
полумесяца, головной убор из перьев
перепелки с куском ваты и двумя
веретенами. Окраска ее лица -
желтая. Символ Тласальтеотль -
метла или человек, который пожирает
грязь. Вот такая своеобразная Мать
Богов у ацтеков. Один из образов
Великой Богини викканского мира.
Полёты на Метле.
В фольклоре метла считалась
основным средством передвижения
ведьм; сидя верхом на метле, ведьма
взлетает в воздух с невероятной
скоростью. Этот образ стал широко
распространенным культурным
стереотипом. Существуют разные
теории того, почему метла
ассоциируется с ведьмой. Согласно
наиболее правдоподобной из них,
метла является символом женского
домашнего хозяйства, "рабочим
инструментом" каждой женщины, а
ведьмы, по большей части, - именно
женщины. В прежние времена женщина
обычно подпирала метлой дверь
снаружи или втыкала ее в дымоход,
как знак соседям и гостям, что ее
нет дома. Отсюда всего один шаг до
представления, что ведьмы, которые
якобы могут летать, используют свое
наиболее привычное орудие и, сидя
на нем, вылетают через трубу. Другая
теория утверждает, что связь между
ведьмсй и метлой восходит к
древности, когда язычники
исполняли ритуалы, связанные с
плодородием, чтобы посевы дали
богатый урожай. Они садились на
метлы, жерди и вилы и скакали на них
по, танцуя и подпрыгивая высоко в
воздух.
В средние века и в эпоху
Возрождения убеждение, что ведьмы
летают на метле, было больше
распространено на континенте, чем
на Британских островах. Английские
законы о колдовстве никогда
специально не преследовали полеты,
а в протоколах английских
процессов над ведьмами метла
упоминается всего один раз.
На суде обвиняемые в колдовстве
говорили, что они могли летать на
стульях или метлах, а также
благодаря волшебным мазям,
которыми они натирались. Если они
хотели, то могли летать, оставаясь
невидимыми. Однако не все
специалисты соглашались с тем, что
это возможно. Жан Боден,
французский демонолог XVI века,
утверждал, что способностью летать
обладает только дух ведьмы, а не ее
физическое тело.
Метла не всегда была "конем
дьявола". На немецких гравюрах XVI
века ведьмы изображаются верхом на
рогатинах, палках, лопатах и
демонах в образе животных. К концу
XVI - началу XVII веков ведьм чаще
рисуют верхом на метлах или
животных-демонах. Расположение
прутьев на метле со временем
менялось. Сначала прутья
находились сзади так, чтобы ведьма
могла заметать свои следы на небе
(именно так летают на метлах в
Хогварце). Но в конце XVII века ведьм
чаще изображают сидящими на метле,
прутья которой направлены вперед и
вверх. В прутьях закреплена свеча,
чтобы освещать дорогу.
Иногда считалось, что дьявол
вручает каждой новопосвященной
ведьме метлу и специальную мазь; по
другим преданиям, он наделял ими
только слабых ведьм, нуждающихся в
помощи. Колдуны, как и ведьмы, тоже
летали на метлах, хотя на рисунках
мужчины чаще изображены верхом на
вилах.
По рассказам, ведьмы летали на
метлах на шабаши, иногда перевозя с
собой демонов или своих спутников в
виде животных. Также верхом на
метлах они летали к морю, чтобы
вызвать бурю. Легенды рассказывают,
что новички иногда падали. Во время
ночных слетов ведьм, таких как
Вальпургиева Ночь, горожане
выставляли серпы и косы, чтобы
убивать ведьм, которые падали со
своих метел. Кроме того, они звонили
в церковные колокола, которые
обладали силой сбрасывать на землю
метлы и сидящих на них ведьм.
Квиддич Сквозь Века.
Ещё ни одно придуманное волшебное
заклинание не позволяет магу
летать самостоятельно, при этом
оставаясь человеком. Те зверомаги,
которые превращаются в крылатых
животных, конечно, могут
насладиться полётом, но они,
разумеется, редкость. Ведьма или
волшебник, превращённые, скажем, в
летучую мышь и оказавшиеся в
воздухе, конечно, смогут полетать,
но беда в том, что с мозгом летучей
мыши они забудут, куда
направлялись, ещё взлетая.
Левитация проста, но нашим предкам
мало было подниматься на несколько
футов от земли. Им хотелось
большего - парить как птицы, но без
неудобно растущих перьев. Сейчас мы
уже привыкли, что каждая волшебная
семья имеет как минимум одну
летающую метлу, но мы редко
спрашиваем себя, почему. Почему
обычная, казалось бы, метёлка стала
единственным предметом,
разрешённым считаться легальным
волшебным транспортом? Почему мы,
жители запада, не летаем на коврах,
которые так любят восточные маги? И
почему не летающие бочки, кресла,
ванны... Почему мётлы?
Волшебники считали магглов
корыстными и глупыми людьми. Они
догадывались, что их соседи-магглы
стали бы использовать их волшебные
способности в свою пользу, узнав их
реальные возможности. Так что
ведьмам и волшебникам приходилось
быть крайне осторожными и до того,
как вышло Международное
постановление о магической
секретности. Поэтому, если они
хотели иметь возможность летать, то
транспорт должен был быть таким,
чтобы его легко можно было скрыть. И
тут появляется метла. Ведь она была
идеальным решением этой проблемы;
такой простой предмет быта не
привлекал внимания магглов, её
легко переносить, и стоила она
дёшево. Тем не менее, первые мётлы,
заколдованные для полётов, всё же
имели свои недостатки.
Документы показывают, что
европейские ведьмы и волшебники
используют мётлы аж с 962 г. до н. э. В
древнем германском манускрипте
того периода времени изображены
люди, слезающие с мётел с лицами,
явно не выражающими наслаждения от
полёта. Гарти Локрин, шотландский
волшебник начала XII века, пишет, что
он бы с большим удовольствием
посидел на бутылочных осколках и не
заработал бы геморрой, от которого
страдал после полётов на
метёлочке…
Спортивные состязания на метлах
возникли практически сразу после
того, как мётлы были
усовершенствованы настолько, чтобы
поворачивать, а также изменять
высоту и скорость полёта.
Раннеколдовские тексты и
изображения позволяют нам
предположить, как выглядели игры
наших предков. Многие уже исчезли,
другие сохранились или же,
изменившись, стали сегодняшними
спортивными состязаниями.
Прославленные шведские ежегодные
гонки на метлах восходят к X веку.
Участники преодолевают немногим
более трехсот миль - от Коппаберга
до Арьеплога. Путь проходит через
заповедник драконов, а серебряный
приз победителя имеет форму
шведского Короткорыла. Сегодня
гонки являются событием
международного масштаба - колдуны
всех стран собираются в Коппаберге,
чтобы ободрить вышедших на старт, а
затем телепортируются в Арьеплог,
дабы приветствовать доживших до
финиша.
Знаменитая картина "Guenther der
Gewalttaetige ist der Gewinner" ("Гюнтер
Грозный - Победитель"),
датируемая 1105 годом, представляет
древнегерманскую игру штихшток.
Двадцатифутовый шест был увенчан
надутым драконьим пузырем. Задачей
одного из игроков, привязанного за
талию к столбу верёвкой, была
защита этого пузыря. Верёвка не
позволяла защитнику отлететь от
столба более чем на десять футов.
Все остальные игроки по очереди
подлетали к пузырю и пытались
проколоть его заострённым концом
своих мётел. Защитник мог
пользоваться своей палочкой для
отражения атаки. Игра прекращалась,
если пузырь был проколот, если
защитник смог заклятьями вывести
всех остальных игроков из строя или
если он падал от изнеможения. В
штихшток перестали играть в XIV веке.
В Ирландии большое распространение
получила игра айнгигейн. Она
воспета во многих ирландских
балладах (утверждается, что
легендарный волшебник
"Фанатик" Финган был чемпионом
по айнгигейну). В этой игре игроки
один за другим хватают мяч
(называемый "дом") - на самом
деле использовался желчный пузырь
козы - и пытаются пролететь с ним
через цепочку горящих бочек,
подвешенных высоко в воздухе.
Пузырь должен быть проброшен через
бочки. Игрок, ухитрившийся
пробросить его через все бочки
быстрее всех и не загореться,
считается победителем.
Шотландия является родиной одной
из самых опасных игр на метлах -
креотценна. Эта игра описана в
трагической гэльской поэме XII века.
Первые строфы этой поэмы в
современном переводе звучат
следующим образом:
Вот дюжина смелых, здоровых парней
Укрепили котлы и готовы взлететь.
Их в небо рог зовёт поскорей - Но
десяти суждено умереть...
Каждый игрок в креотценн
привязывал к голове котёл. По
сигналу рога или барабана до сотни
заколдованных обломков скал и
камней, которые до этого висели в
сотне футов над землёй, падают на
землю. Игроки в креотценн взлетают
в воздух и пытаются поймать в свои
котлы как можно больше камней. Эта
игра пользовалась большой
популярностью в средние века, и
многие шотландские волшебники
считали её отличной проверкой на
мужество и храбрость, несмотря на
огромное количество несчастных
случаев, происходивших во время
игры. Игра была запрещена в 1762 году,
и хотя Магнус "Вмятоголовый"
Макдональд организовал в 60-х годах
XIX века кампанию по возвращению
креотценна, Министерство магии
отказалось вновь разрешать эту
игру. Игра сдвигудар была популярна
в Англии, в Девоне. Она напоминает
грубую форму дуэли, где основная
цель игроков заключается в том,
чтобы спихнуть с мётел как можно
больше соперников. Победителем
считается последний игрок,
удержавшийся на метле. Игра
деретеннис появилась в
Херефордшире. Как и в штихштоке, в
этой игре используется надутый
пузырь, обычно свиной. Игроки
садятся задом наперёд на свои мётлы
и бьют прутьями метлы по пузырю,
перебрасывая его взад-вперёд через
ограду. Если один из игроков не
попадает по пузырю, то его
противнику засчитывается одно
очко. Победителем становится игрок,
первым набравший 50 очков. В
деретеннис до сих пор играют в
Англии, хотя эта игра никогда не
была особенно популярной.
Сдвигудар дожил до наших дней
только в качестве детской забавы.
Однако на болоте Квирдитч родилась
игра, которая в один прекрасный
день стала самой популярной среди
волшебников.
Своим знанием о зарождении
квиддитча мы обязаны запискам
ведьмы Герти Кеддл, жившей на краю
болота Квирдитч в XI веке. К счастью
для нас, она вела дневник,
находящийся сегодня в Музее
квиддитча в Лондоне. Отрывки,
представленные ниже, являются
переводом с неграмотного
саксонского.
Вторник. Жарко. Эта компания с
другой стороны болота снова была
здесь. Играют в дурацкую игру на
мётлах. Большой кожаный мяч угодил
в мою капусту. Я заколдовала того,
кто пришёл его забрать. Он мне ещё
полетает коленками назад, боров!
Вторник. Сыро. Была на болоте,
собирала крапиву. Идиоты на мётлах
снова играют. Немного посмотрела
из-за утёса. У них новый мяч: бросают
его друг другу и пытаются засунуть
в деревья с противоположных концов
болота. Вздор, бессмысленный вздор!
Вторник. Ветрено. Гвеног зашла на
чашку крапивы, затем пригласила
меня развлечься. Закончилось всё
наблюдением за тем, как эти балбесы
играют в свою игру на болоте. Этот
большой шотландский колдун с холма
тоже был там. Теперь у них есть ещё
два тяжелых валуна, старающихся
сбить их с мётел. К сожалению, пока я
смотрела, этого не произошло.
Гвеног сказала, что она сама часто
играет. Ушла домой с отвращением.
Эти отрывки сообщают нам много
больше, чем Герти Кеддл могла бы
догадаться - вне всякой зависимости
от того, что она знала название
только одного дня недели. Во-первых,
мяч, угодивший на её капустную
грядку, был сделан из кожи, как и
сегодняшний Кваффл. Надутые пузыри,
использовавшиеся в других играх на
мётлах того времени, было бы сложно
прицельно бросать, особенно при
ветре. Во-вторых, Герти пишет, что
игроки "пытаются засунуть мяч в
деревья с противоположных концов
болота" - очевидно, ранний способ
забивания голов. В-третьих, она
упоминает предшественников
Бладжеров. Чрезвычайно интересно
присутствие "большого
шотландского колдуна" - был ли он
игроком в креотценн? Его ли идеей
было заколдовать валуны, так чтобы
они угрожающе летали по полю,
подобно камням в его родной игре? Мы
не находим дальнейших упоминаний
об игре с болота Квирдитч вплоть до
XII века, когда колдун Гудвин Нин
взялся за перо, дабы написать
своему норвежскому родственнику
Олафу. Нин жил в Йоркшире - что
показывает распространение игры в
Британии за сто лет, прошедших с
момента, когда Герти Кеддл впервые
засвидетельствовала её. Письмо
Нина хранится в архивах
норвежского Министерства магии.
Дорогой Олаф! Как дела? У меня все
хорошо, хотя Гунхильда и подцепила
драконью слепоту. В прошлую субботу
мы смогли насладиться игрой в
куиддич - и это несмотря на то, что
Гунхильда не могла быть Хватателем,
и её пришлось заменить кузнецом
Рэдальфом. Команда из Илкли играла
хорошо, но - куда им до нас! Мы упорно
тренировались целый месяц и забили
сорок два раза. Рэдальф получил
Бладером по голове, из-за того, что
старик Угга со своей дубинкой был
не слишком быстр. Новые бочки для
забивания оказались вполне удачны -
по три с каждого конца, укреплены на
ходулях. Их нам дала Уна из
гостиницы. По случаю нашей победы
она же целую ночь угощала нас
бесплатным мёдом. Гунхильда была не
очень довольна моим поздним
возвращением... Мне пришлось
уворачиваться от пары мерзких
заклятий, но теперь всё в порядке.
Посылаю с лучшей совой, которую
удалось достать. Надеюсь, она
справится. Твой брат Гудвин
Мы видим, какой прогресс произошел
в развитии игры за сто лет. Жена
Гудвина была Хватателем - возможно,
устаревшее название Нападающего.
Бладер (безусловно, Бладжер),
ударивший кузнеца Рэдальфа, должен
был быть отбит Уггой - очевидно,
бывшим Отбивающим, так как именно
он был вооружен дубинкой. Воротами
теперь служили не деревья, а бочки,
установленные на ходулях. Тем не
менее, один важный элемент игры всё
ещё отсутствовал - золотой Снитч.
Четвёртый квиддитчный мяч был
добавлен не раньше середины XIII
века, и произошло это довольно
странным образом.
С начала XII века среди ведьм и
колдунов была весьма популярна
охота на сниджетов. Золотой сниджет
(см. рис. 2) в наши дни является
охраняемым видом, но в то время он
был широко распространён в
Северной Европе. Магглы не
подозревали о существовании
сниджетов, во многом благодаря их
скрытности и скорости полёта.
Маленький размер сниджета, его
проворство в воздухе, способность
избегать хищников - всё это
увеличивало почётность его поимки.
На гобелене XII века, хранящемся в
Музее квиддитча, изображены маги,
вылетевшие на охоту. В первой части
гобелена одни охотники несут сети,
другие используют волшебные
палочки, третьи пытаются поймать
птицу голыми руками. Гобелен
показывает, что часто удачливый
охотник давил сниджета. В
заключительной части полотна мы
видим награждение колдуна,
поймавшего птицу, мешком золотых
монет.
Охота на сниджетов была
предосудительна по ряду причин.
Каждый здравомыслящий колдун
должен осуждать уничтожение этих
маленьких миролюбивых птичек
просто забавы ради. Более того,
охота, как правило, происходила при
свете дня, а это приводило к тому,
что магглы становились свидетелями
полётов на метле. Однако тогдашний
Совет колдунов не препятствовал
росту популярности охоты на
сниджетов. Как мы увидим ниже, Совет
не считал эту забаву чем-то дурным.
Пути охоты на сниджетов и квиддитча
пересеклись в 1269 году на матче,
посещённом самим главой Совета
колдунов Барбарисом Болттауном. Мы
знаем об этом из письма госпожи
Модесты Кролли из Кента её сестре
Пруденции в Абердин (это письмо
также хранится в Музее квиддитча).
Согласно госпоже Кролли, Болттаун
купил сниджета в клетке и сообщил
собравшимся, что игроку, поймавшему
птицу в ходе матча, учреждена
награда - сто пятьдесят Галеонов
(соответствует более чем миллиону
Галеонов сегодня. Вопрос о том,
собирался ли глава Болттаун
выплатить эту сумму, является
спорным).
Госпожа Кролли пишет о том, что
произошло дальше: Все игроки, как
один, поднялись в воздух, полностью
игнорируя Кваффл и увертываясь от
Бладеров. Оба Защитника оставили
кольца и присоединились к охоте.
Бедный маленький сниджет метался
над полем, пытаясь ускользнуть, но
колдуны-зрители удерживали его
заклинанием Отталкивания. Ты
знаешь, Пруда, что я думаю об охоте
на сниджетов и какова я, когда
выхожу из себя. Я выбежала на поле и
закричала: "Глава Болттаун, это
не спорт! Отпустите сниджета и
позвольте насладиться благородной
игрой в квадич, ради которой мы все
и пришли!" Поверишь ли, Пруда,
этот скот лишь рассмеялся и бросил
в меня пустой клеткой. Пруда, я
пришла в ярость - это было уже
слишком. Когда бедный маленький
сниджет пролетал мимо, я
воспользовалась Призывающим
заклинанием. Ты знаешь, Пруда, как
хороши мои Призывающие заклятия - и,
конечно, мне было легче попасть в
цель, не сидя в это время на метле!
Пташка влетела мне прямо в руку. Я
засунула её под мантию и бросилась
бежать. Они меня, конечно, поймали,
но не раньше, чем я выбралась из
толпы и выпустила сниджета. Глава
Болттаун был очень зол, и на
мгновение мне подумалось, что мне
суждено стать рогатой жабой или
кем-нибудь похуже, но, к счастью,
советники успокоили его, и мне
всего лишь присудили штраф в десять
Галеонов за срыв игры. Конечно же, у
меня никогда не было десяти
Галеонов за всю жизнь, так что со
старым домом пришлось расстаться. Я
скоро приеду жить к тебе - на моё
счастье, они не забрали гиппогрифа.
И я должна сказать тебе, Пруда, что
глава Болттаун лишился бы моего
голоса на выборах, если бы он у меня
был. Твоя любящая сестра Модеста
Смелый поступок госпожи Кролли мог
спасти одного сниджета, но не всех
птиц. Идея главы Болттауна изменила
квиддитч навсегда. Вскоре золотых
сниджетов стали выпускать на всех
играх, и в каждой команде появился
специальный игрок, Охотник,
единственной задачей которого было
поймать птицу. Когда её убивали,
игра прекращалась, а команда
охотника получала дополнительные
сто пятьдесят очков - в память о ста
пятидесяти Галеонах, обещанных
главой Болттауном. Зрители не
давали сниджету улететь за пределы
поля с помощью отталкивающих
заклятий, упомянутых госпожой
Кролли.
В середине следующего века
численность популяции золотых
сниджетов настолько снизилась, что
Совет колдунов, возглавляемый
значительно более просвещенной
Эльфридой Клагг, признал их
охраняемым видом, тем самым
запрещая убой и использование в
квиддитче. В Сомерсете был основан
заповедник сниджетов имени Модесты
Кролли. Одновременно с этим
начались интенсивные поиски
замены, которая бы позволила
продолжить игры.
Изобретение золотого Снитча
приписывается колдуну Арбалету
Мастерсу из Лощины Годрика. В то
время как квиддитчные команды по
всей стране пытались найти другую
птицу для игры, Мастерс, искусный
колдун по металлу, поставил перед
собой задачу: создать шар,
повторяющий поведение и манеру
полёта сниджета. Его успех
превзошёл все ожидания, судя по
количеству заказов со всей страны,
оставшихся после его смерти.
Золотой Снитч, изобретённый
Мастерсом, был шаром размером с
грецкий орех и весом со сниджета.
Его серебристые крылья имели
шарниры, что позволяло Снитчу
менять направление с
молниеносностью и точностью живой
модели. В отличие от сниджета, Снитч
был заколдован так, чтобы всегда
оставаться в пределах поля. Можно
сказать, что появление золотого
Снитча закончило процесс, начатый
за триста лет до этого на болоте
Квирдитч. Квиддитч по-настоящему
родился.
В 1398 году колдун Захарий Брюзга
впервые полностью описал игру в
квиддитч. Он начал с подчёркивания
необходимости соблюдать во время
игры правила противомаггловой
безопасности: "Выберите
пустынную вересковую поляну вдали
от поселений магглов и
удостоверьтесь, что ваши полёты не
привлекают внимания. Заклинания
Отталкивания магглов полезны при
организации постоянного поля.
Кроме того, рекомендуется играть
ночью". Из решения Совета
колдунов от 1362 года, запретившего
проведение игр на расстоянии
меньше пятидесяти миль от городов,
мы можем сделать вывод, что
замечательным советам Брюзги не
всегда следовали. Популярность
игры быстро возрастала, это
очевидно из поправки, внесённой в
этот запрет в 1368 году, объявившей
незаконным проведение матчей менее
чем в ста милях от городов. В 1419
Совет принял знаменитый декрет,
гласивший, что игры в Квиддитч не
должны проводиться "где бы то ни
было - рядом с любым местом, где есть
хоть малейший шанс того, что магглы
вас заметят, а то мы ещё посмотрим,
как вы будете играть, прикованные к
стене темницы". Каждый школьник
знает, что именно полётам на метле
магглы чаще всего становятся
свидетелями. Ни одно магглское
изображение ведьмы не обходится
без метлы, и сколь бы нелепы ни были
эти рисунки (ни одна из мётел,
изображаемых магглами, и секунды не
продержится в воздухе), они
напоминают нам, что мы слишком
много веков были легкомысленны и не
должны удивляться тому, что для
магглов мётлы и колдовство
неразрывно связаны.
Подобающие меры безопасности не
были приняты до тех пор, пока Устав
Международной конфедерации
чародеев о секретности (1692 года) не
постановил, что Министерства магии
ответственны за все последствия
колдовских игр, проводимых на
территории их стран. Это, в свою
очередь, привело в Великобритании к
созданию Отдела волшебных игр и
спортивных состязаний. Команды,
пренебрегшие постановлениями
Министерства, были распущены.
Наиболее известным случаем
подобного рода были "Хлопушки
Хайленда" - шотландская команда,
известная не только невзрачными
квиддитчными талантами, но и
послематчевыми празднествами.
После их поединка с "Силлотскими
Стрелами" (см. главу 7) в 1814 году
Хлопушки запустили свои Бладжеры в
ночное небо и вылетели на охоту за
командным талисманом - Гебридским
Чёрным драконом.
Представители Министерства магии
задержали их над Айверниссом, и
"Хлопушки Хайленда" больше
никогда не играли.
В наши дни квиддитчные команды
играют на специальных стадионах,
созданных Отделом волшебных игр и
спортивных состязаний, на которых
соблюдается должный уровень
противомаггловой безопасности. Как
и писал шестьсот лет назад Захария
Брюзга, наиболее безопасные поля -
пустынные вересковые поляны.